![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Международные компании часто сталкиваются с различными ловушками при инвестировании в Китай, и многие из них пострадали от полной потери персонала и денег.

Китаец проезжает на велосипеде мимо рекламы магазина Christian Dior в Пекине 8 июня 2012 г.
(Feng Li / Getty Images)
Юй Юцзюнь, бывший исполнительный вице-губернатор провинции Хунань, описал феномен привлечения китайскими чиновниками иностранных инвесторов в Китай. Юй сказал: «Вы - начальник, как подчиненный, он сделает все, что вы скажете, прежде чем вы инвестируете в Китай. Он ваш верный спутник, когда вам понадобится друг во время поездки в Китай. Он ваш худший кошмар после того, как ваши деньги находятся в Китае». Цитата Ю точно отражает истинное состояние иностранных инвестиций при коммунистическом режиме.
Мой многолетний опыт и наблюдение за китайским рынком и его атмосферой научили меня нескольким вещам. Ниже приведены 10 ловушек, которые режим использует для окружения иностранных инвесторов.
Создание отделений коммунистической партии в частных компаниях
В ноябре 2018 года Коммунистическая партия Китая (КПК) обнародовала правила открытия партийных отделений на частных предприятиях. В документе «Правила регулирования работы партийных отделений» перечислялась основная работа и ключевые задачи партийных отделений в массовых организациях, частных предприятиях, иностранных предприятиях, общественных организациях, общинах, школах, научно-исследовательских институтах и вооруженных силах.
В августе 1993 года Центральное организационное управление КПК опубликовало отчет о дальнейшем усилении партийной работы в иностранных фирмах. Пекин предложил, чтобы «все иностранные предприятия с более чем тремя полноправными членами партии создавали партийные организации в соответствии с положениями устава партии».
Согласно отчету, опубликованному в октябре 2020 года китайским рупором People’s Daily, цель партийных отделений в частной индустрии - привнести «красный ген» и интегрировать коммунистические строительные работы во весь процесс развития организации.
Фактически, с созданием партийного отделения и размещением коммунистических чиновников внутри организации в качестве секретаря партии, советников правления компании и других должностей, компания будет контролироваться и в конечном итоге захвачена КПК.
Последствия смены должностных лиц
В системе КПК новые чиновники часто игнорируют и отвергают решения, принятые их предшественниками, что может иметь ужасные последствия для инвесторов.
В 2013 году, когда в Китае появилось большое количество онлайн-компаний при содействии КПК, зарегистрированная в США компания в сотрудничестве с местным правительством в провинции Хэнань построила штаб-квартиру компании по производству мебели для дома. После того, как компания инвестировала почти 300 миллионов юаней (45,68 миллиона долларов), новый секретарь муниципального комитета партии вступил в должность и решил, что решение бывшего секретаря было неправильным. В результате китайский чиновник сразу же расторг договор о сотрудничестве с компанией, что привело к прямому банкротству проекта. После инцидента все убытки были покрыты компанией. Подобные случаи не редкость в Китае.
Принудительный отвод земли и снос
Есть много случаев захвата земель и принудительного сноса домов местными властями в Китае.
В 2015 году канадец из Китая купил тысячи акров промышленных земель в Тяньцзине для строительства логистического парка. После начала строительства имуществом заинтересовался местный застройщик. Чтобы продать землю по хорошей цене (коммерческая земля как минимум в 10 раз дороже, чем промышленная земля), местное правительство принудительно приостановило строительство проекта логистического парка.
После инцидента местные власти вернули инвестору только первоначальную цену земли и проигнорировали все другие убытки. Инвестор потерял более 50 миллионов юаней (7,6 миллиона долларов). Кроме того, местный суд даже не принял иск инвестора о нарушении контракта правительством.
Изготовление данных
Ни для кого не секрет, что данные по ВВП Китая сфальсифицированы. Чтобы достичь прогнозируемых годовых темпов роста, местные органы власти часто требуют, чтобы компании сообщали поддельные данные. Например, если фактический объем продаж компании в этом году составлял 100 миллионов юаней, правительство может потребовать от компании отчитаться о 200 миллионах юаней или 300 миллионах юаней или даже больше в заполнении форм декларации о стоимости промышленной продукции с подписями и печатями компании.
Это, очевидно, создает юридические риски, когда дело доходит до подачи налоговой декларации. Бланки декларации становятся самым веским доказательством уклонения от уплаты налогов в случае, если в отношении компании будет проведено расследование со стороны властей.
Принудительная дипломатия
В КПК принуждение случается слишком часто. Например, в марте 2017 года Южная Корея разозлила китайский режим, когда он согласился установить американскую противоракетную систему THAAD. В ответ средства массовой информации КПК подстрекали общественность к бойкоту южнокорейского конгломерата Lotte Corporation. Lotte стала мишенью правоохранительных органов, а ее магазины были оштрафованы местными властями. Его официальный китайский сайт также был взломан и парализован. Все 112 Lotte Mart’s магазины в Китае были закрыты, а позже они были вынуждены уйти из Китая.

Нет сомнений в том, что иностранные организации часто становятся жертвами дипломатии принуждения КПК - риск, с которым инвесторы сталкиваются в одиночку.
Объединенные Фронтовые Рабочие Отделы
Рабочий Департамент Объединенного Фронта (UFWD) отвечает за надзор за операциями КПК по иностранному влиянию. Он координирует и поддерживает тысячи зарубежных организаций с целью распространения пропаганды, влияния на местные элиты и подавления диссидентских групп.
В сентябре 2020 года Главное управление Центрального комитета КПК опубликовало «Заключение об усилении работы единого фронта частной экономики в новую эру». Он призвал UFWD усилить идеологическую работу и влияние КПК в частном секторе, нацелившись на определенных лиц, таких как бизнес-лидеры, основные акционеры частных предприятий, основные лидеры общественных организаций в промышленной и коммерческой сферах и инвесторов из Гонконга и Макао.
Если иностранные инвесторы подчинятся единому фронту режима, они позволят КПК причинить вред миру.
Коррумпированные чиновники
В коммунистическом мире владельцы бизнеса ищут поддержки и защиты у влиятельных чиновников - на китайском языке их называют «као шань», что означает «гора, на которую можно положиться». Чем крупнее бизнес, тем больше «гора».
Однако сомнительные деловые отношения могут создать проблемы для обеих сторон. Например, если должностное лицо подвергнется расследованию по обвинению в коррупции, такой как взяточничество, большое количество инвесторов, дававших взятки, также будет замешано. Такие случаи очень распространены в Китае.
Закон о государственной безопасности
22 февраля 1993 года вступил в силу Закон Китая о государственной безопасности, который наделяет органы государственной безопасности КПК полномочиями проводить расследования, задержания и аресты. При проведении расследования органы безопасности имеют право входить в зоны и участки ограниченного доступа и проверять электронные средства связи, принадлежащие любой организации или физическому лицу.
С момента вступления в силу закона инвесторы из Гонконга, Тайваня и других зарубежных стран находятся под наблюдением - отслеживаются электронные письма, учетные записи в социальных сетях и зарубежные коммуникационные приложения. Для иностранных инвесторов нет никакой безопасности, поскольку их личные и деловые секреты будут раскрыты КПК.
«Военно-гражданский синтез»
23 ноября 2017 года Государственный совет КПК обнародовал правила интеграции китайских вооруженных сил с наукой, технологиями и частными предприятиями, что режим назвал «военно-гражданским слиянием». Цель состоит в том, чтобы укрепить вооруженные силы Китая за счет развития передовых технологий и привлечения научных талантов. Частные предприятия, отказывающиеся поддерживать китайских военных, сталкиваются с бесконечными проблемами.
Китайские военные

Принудительная передача технологий была одним из основных факторов, спровоцировавших торговую войну между США и Китаем.
Согласно оценкам, приведенным в мартовском отчете Организации экономического сотрудничества и развития, из 500 миллиардов долларов или более глобального импорта контрафактной и пиратской продукции в 2016 году половина пришла из Китая.
Администрация Трампа призвала Китай прекратить воровать интеллектуальную собственность и заставлять американские компании делиться своими технологиями с китайскими фирмами.
Короче говоря, самый большой риск инвестирования в Китай исходит не от нормальной рыночной конкуренции, а от КПК. Законы защищают только автократическое правление КПК, а не иностранных инвесторов.

Китаец проезжает на велосипеде мимо рекламы магазина Christian Dior в Пекине 8 июня 2012 г.
(Feng Li / Getty Images)
Юй Юцзюнь, бывший исполнительный вице-губернатор провинции Хунань, описал феномен привлечения китайскими чиновниками иностранных инвесторов в Китай. Юй сказал: «Вы - начальник, как подчиненный, он сделает все, что вы скажете, прежде чем вы инвестируете в Китай. Он ваш верный спутник, когда вам понадобится друг во время поездки в Китай. Он ваш худший кошмар после того, как ваши деньги находятся в Китае». Цитата Ю точно отражает истинное состояние иностранных инвестиций при коммунистическом режиме.
Мой многолетний опыт и наблюдение за китайским рынком и его атмосферой научили меня нескольким вещам. Ниже приведены 10 ловушек, которые режим использует для окружения иностранных инвесторов.
Создание отделений коммунистической партии в частных компаниях
В ноябре 2018 года Коммунистическая партия Китая (КПК) обнародовала правила открытия партийных отделений на частных предприятиях. В документе «Правила регулирования работы партийных отделений» перечислялась основная работа и ключевые задачи партийных отделений в массовых организациях, частных предприятиях, иностранных предприятиях, общественных организациях, общинах, школах, научно-исследовательских институтах и вооруженных силах.
В августе 1993 года Центральное организационное управление КПК опубликовало отчет о дальнейшем усилении партийной работы в иностранных фирмах. Пекин предложил, чтобы «все иностранные предприятия с более чем тремя полноправными членами партии создавали партийные организации в соответствии с положениями устава партии».
Согласно отчету, опубликованному в октябре 2020 года китайским рупором People’s Daily, цель партийных отделений в частной индустрии - привнести «красный ген» и интегрировать коммунистические строительные работы во весь процесс развития организации.
Фактически, с созданием партийного отделения и размещением коммунистических чиновников внутри организации в качестве секретаря партии, советников правления компании и других должностей, компания будет контролироваться и в конечном итоге захвачена КПК.
Последствия смены должностных лиц
В системе КПК новые чиновники часто игнорируют и отвергают решения, принятые их предшественниками, что может иметь ужасные последствия для инвесторов.
В 2013 году, когда в Китае появилось большое количество онлайн-компаний при содействии КПК, зарегистрированная в США компания в сотрудничестве с местным правительством в провинции Хэнань построила штаб-квартиру компании по производству мебели для дома. После того, как компания инвестировала почти 300 миллионов юаней (45,68 миллиона долларов), новый секретарь муниципального комитета партии вступил в должность и решил, что решение бывшего секретаря было неправильным. В результате китайский чиновник сразу же расторг договор о сотрудничестве с компанией, что привело к прямому банкротству проекта. После инцидента все убытки были покрыты компанией. Подобные случаи не редкость в Китае.
Принудительный отвод земли и снос
Есть много случаев захвата земель и принудительного сноса домов местными властями в Китае.
В 2015 году канадец из Китая купил тысячи акров промышленных земель в Тяньцзине для строительства логистического парка. После начала строительства имуществом заинтересовался местный застройщик. Чтобы продать землю по хорошей цене (коммерческая земля как минимум в 10 раз дороже, чем промышленная земля), местное правительство принудительно приостановило строительство проекта логистического парка.
После инцидента местные власти вернули инвестору только первоначальную цену земли и проигнорировали все другие убытки. Инвестор потерял более 50 миллионов юаней (7,6 миллиона долларов). Кроме того, местный суд даже не принял иск инвестора о нарушении контракта правительством.
Изготовление данных
Ни для кого не секрет, что данные по ВВП Китая сфальсифицированы. Чтобы достичь прогнозируемых годовых темпов роста, местные органы власти часто требуют, чтобы компании сообщали поддельные данные. Например, если фактический объем продаж компании в этом году составлял 100 миллионов юаней, правительство может потребовать от компании отчитаться о 200 миллионах юаней или 300 миллионах юаней или даже больше в заполнении форм декларации о стоимости промышленной продукции с подписями и печатями компании.
Это, очевидно, создает юридические риски, когда дело доходит до подачи налоговой декларации. Бланки декларации становятся самым веским доказательством уклонения от уплаты налогов в случае, если в отношении компании будет проведено расследование со стороны властей.
Принудительная дипломатия
В КПК принуждение случается слишком часто. Например, в марте 2017 года Южная Корея разозлила китайский режим, когда он согласился установить американскую противоракетную систему THAAD. В ответ средства массовой информации КПК подстрекали общественность к бойкоту южнокорейского конгломерата Lotte Corporation. Lotte стала мишенью правоохранительных органов, а ее магазины были оштрафованы местными властями. Его официальный китайский сайт также был взломан и парализован. Все 112 Lotte Mart’s магазины в Китае были закрыты, а позже они были вынуждены уйти из Китая.

Фото Великой Эпохи (Грег Бейкер / AFP / Getty Images)
Люди проходят мимо закрытого магазина Lotte Mart в Пекине 15 сентября 2017 года.
Южнокорейский конгломерат недавно полностью ушел с китайского рынка.
Последний пример - бойкот H&M. В октябре 2020 года компания выпустила заявление о должной осмотрительности, чтобы запретить хлопок из Синьцзяна из-за принудительного труда в региональных лагерях и на фабриках, следуя практике организации по торговле хлопком Better Cotton Initiative (BCI).Люди проходят мимо закрытого магазина Lotte Mart в Пекине 15 сентября 2017 года.
Южнокорейский конгломерат недавно полностью ушел с китайского рынка.
Нет сомнений в том, что иностранные организации часто становятся жертвами дипломатии принуждения КПК - риск, с которым инвесторы сталкиваются в одиночку.
Объединенные Фронтовые Рабочие Отделы
Рабочий Департамент Объединенного Фронта (UFWD) отвечает за надзор за операциями КПК по иностранному влиянию. Он координирует и поддерживает тысячи зарубежных организаций с целью распространения пропаганды, влияния на местные элиты и подавления диссидентских групп.
В сентябре 2020 года Главное управление Центрального комитета КПК опубликовало «Заключение об усилении работы единого фронта частной экономики в новую эру». Он призвал UFWD усилить идеологическую работу и влияние КПК в частном секторе, нацелившись на определенных лиц, таких как бизнес-лидеры, основные акционеры частных предприятий, основные лидеры общественных организаций в промышленной и коммерческой сферах и инвесторов из Гонконга и Макао.
Если иностранные инвесторы подчинятся единому фронту режима, они позволят КПК причинить вред миру.
Коррумпированные чиновники
В коммунистическом мире владельцы бизнеса ищут поддержки и защиты у влиятельных чиновников - на китайском языке их называют «као шань», что означает «гора, на которую можно положиться». Чем крупнее бизнес, тем больше «гора».
Однако сомнительные деловые отношения могут создать проблемы для обеих сторон. Например, если должностное лицо подвергнется расследованию по обвинению в коррупции, такой как взяточничество, большое количество инвесторов, дававших взятки, также будет замешано. Такие случаи очень распространены в Китае.
Закон о государственной безопасности
22 февраля 1993 года вступил в силу Закон Китая о государственной безопасности, который наделяет органы государственной безопасности КПК полномочиями проводить расследования, задержания и аресты. При проведении расследования органы безопасности имеют право входить в зоны и участки ограниченного доступа и проверять электронные средства связи, принадлежащие любой организации или физическому лицу.
С момента вступления в силу закона инвесторы из Гонконга, Тайваня и других зарубежных стран находятся под наблюдением - отслеживаются электронные письма, учетные записи в социальных сетях и зарубежные коммуникационные приложения. Для иностранных инвесторов нет никакой безопасности, поскольку их личные и деловые секреты будут раскрыты КПК.
«Военно-гражданский синтез»
23 ноября 2017 года Государственный совет КПК обнародовал правила интеграции китайских вооруженных сил с наукой, технологиями и частными предприятиями, что режим назвал «военно-гражданским слиянием». Цель состоит в том, чтобы укрепить вооруженные силы Китая за счет развития передовых технологий и привлечения научных талантов. Частные предприятия, отказывающиеся поддерживать китайских военных, сталкиваются с бесконечными проблемами.
Китайские военные

Китайские солдаты из Народно-освободительной армии в масках маршируют после церемонии,
посвященной 70-летию вступления Китая в корейскую войну, в Большом зале народа в Пекине,
Китай, 23 октября 2020 г. (Кевин Фрайер / Getty Images)
Принудительная передача технологий, кража интеллектуальной собственностиПринудительная передача технологий была одним из основных факторов, спровоцировавших торговую войну между США и Китаем.
Согласно оценкам, приведенным в мартовском отчете Организации экономического сотрудничества и развития, из 500 миллиардов долларов или более глобального импорта контрафактной и пиратской продукции в 2016 году половина пришла из Китая.
Администрация Трампа призвала Китай прекратить воровать интеллектуальную собственность и заставлять американские компании делиться своими технологиями с китайскими фирмами.
Короче говоря, самый большой риск инвестирования в Китай исходит не от нормальной рыночной конкуренции, а от КПК. Законы защищают только автократическое правление КПК, а не иностранных инвесторов.